суббота, 6 августа 2011 г.

Про образование

Многие пишут/считают, что образование, в частности высшее – нафик никому не нужно, отнимает лишь время (а иногда и деньги). Расскажу об обратной стороне.
В начале лета мне позвонил один давний знакомый и попросил стать рецензором дипломников в университете, где он работает. Рецензор – это тот, кто в «теме» диплома и дает свою профессиональную оценку. Кафедра где-то как-то рядом с информационными технологиями.

Я согласился, потому как, знакомый намекнул, что теоретически если попадется какой-то уникум, то его можно будет сманить к себе на работу.

Прошел июнь – никто не явился, лишь когда осталось пара дней до дня защиты (и оба дня – это выходные), мне позвонили с неизвестного номера – мол студенты жаждут мне показать свои дипломы, и что им рецензии нужны срочно.

Средний диплом – это 100 страниц чего-нибудь, дипломников было за десяток – при всем моем желании, сейчас и сразу я не смог бы осилить – потому сказал, что рецензии они получат в понедельник. Конечно, студенты стали возмущаться – мол им надо в понедельник уже сдавать (само-собой мысль прийти раньше им в голову даже не приходила), но требовать от меня с успехом на результат пока могут только два человека – жена и сын, а потому стьюденты были посланы до понедельника. Они возмущались.

В ту же пятницу, вместо увлекательного распития чего-нибудь, я начал читать фантастический бред на тему покорения нашими кораблями просторов космоса.

Первые пару дипломов – я сильно смеялся, таких галимых псевдо-рефератов, в которых автор не понимает смысла о том, что пишет – я до этого не видел. Первые 40 страниц ни о чем, а далее 60 страниц скопированных инструкций и положений.

Потом стало не до смеха – потому как абсолютно все дипломные работы были такими. Практически все. В парочке были какие-то мысли и создание чего-то (пускай абсолютно ненужной и сто раз написанной, например: было создание обычного сайта на DLE) – само собой для уровня создания даже этих отличительных «работ» не нужно 5 лет учится в институте. Посмотреть пару уроков в интернете – и уже такие «знания».

Я позвонил заведующему кафедры и спросил можно ли всем поставить «два», или написать кг/ам? Получил ответ – что конечно, в принципе, могу поставить пару «удовлетворительно», но ведь студенты все пять лет успешно платили, а потому были обязаны получить свою степень.

Троек я не поставил, всем четверки и пятерки. Спросил – а нафик поступать туда, где ничего не понятно – ответ от одной девушки поставил все на места – тут бюджет, тут или в сельскохозяйственном. А девушка красивая и учится в сельскохозяйственном ей ни к чему.

Абсолютное большинство поступает в институты – для корочки или статуса, другие говорят, что институты не дают знаний – те и другие зря тратят свое и чужое время – в институтах не учат, а дают первичные навыки, а самое главное навык к самообразованию.

13 комментариев:

  1. А нафига ж тогда нужны вузы, в которых не учат?
    Я писал у себя на блоге на эту тему, вкратце повторюсь:
    Образования - это обычная услуга. Такая же, как стрижка, минет от проститутки или пицца в кафе.
    Если бы тебе вместо стрижки дали ножницы и сказали, что ты должен сам себя подстричь, а они лишь посмотрят на результат и скажут норм или хреново?

    А в ВУЗе именно так все и происходило (во всяком случае в моем). Тебе дают задание, которое ты должен как угодно сам сделать, а задача препода выставить оценку. Многие преподы на возникшие вопросы отвечали так: "читай методичку, там все написано".

    В чем тогда смысл учиться? Ради знаний? Так их там нет. Ради корочки? Да, это имеет смысл, если знаешь, что она тебе будет нужна. А когда у тебя 10 знакомых успешных айтишников, которые говорят, что на собеседовании про вышку и диплом вопросов даже не задавали - это не очень мотивирует.

    Поработай годик в интернете - получишь такой навык самообразования, который и не снился студентам.

    ОтветитьУдалить
  2. +1 баблокосу.

    ТС, как и стадо преподавателей\дурачков-студентов, повторяет ту же мантру - навык к самообразованию.

    Вот только если учить все надо самому, то зачем тогда ВУЗ, лол?

    Незачет и минус в карму за такое.

    ОтветитьУдалить
  3. Так эта мантра выгодна всем участникам процесса.

    Зачем преподам напрягаться, если студент ходит в универ для того, что бы научиться учиться без преподавателя?
    Зачем руководству вуза напрягаться из за низкого качества обучения, если вуз дает всего лишь "учит учиться", а не дает навыки по выбранной специальности?
    Ну а студенты таким образом объясняют себе, зачем они ходят или платят за ВУЗ.

    Советую почитать полную версию того, что я думаю по этому поводу:
    http://bablokos.com/?p=198
    http://bablokos.com/?p=201

    ОтветитьУдалить
  4. Не соглашусь, что образование это такая же услуга что и приведенные примеры. Да нихрена подобного. Оно бы было бы такой услугой, если бы все имели способность к образованию. А это не так абсолютно - большинство идет в вуз полагая что даже без знаний и способностей к тому или иному навыку у него все получится. С какого?

    Пойти в консерваторию, когда тебе медведь на ухо наступил и станешь музыкантом? НЕТ

    Пойдешь в художку и нарисуешь круче Рембранта? НЕТ

    Пойдешь в школу олимпийского резерва и через n лет - покажешь новый рекорд в беге? НЕТ

    А почему? Да нет у тебя к этому предрасположенности и все.

    Так вот если нет навыка к самообразованию то и высшее образование, которые преподают (а не учат, как в школе) тебе тоже не светит.

    И насчет что вузы вообще не нужны - полный бред, просто кроме не нужного дерьма - а-ля менеджеры, юристы, экономисты - есть такие профессии, где без практики никуда. Например в аэрокосмическом, где есть громадные лаборатории, не все же только на теории проверять? Ну и про медиков вообще молчу, кто-бы хотел попасть на стол хирурга, который получил знаний из теории/интернета у которого практики - 0?

    Смысл поста был немножечко в другом. Что высшее образование - оно не для всех, не всем нужно, по тем или иным причинам. Кому-то и не надо вовсе, а кому-то и не получить его.

    Но это уже стало бизнесом, приносящим бабки - а потому каждый год из вузов выпускаются тьма людей с корочкой и без знаний.

    ОтветитьУдалить
  5. >Что высшее образование - оно не для всех

    Еще одна мантра.
    В теории может и так, а на практике - уйма дебилов, среди которых умные люди просто затеряются.

    Так что да - глупый после вуза умным не станет, а вот умный за 5 лет дебильной псевдоучебы вполне может скатиться в сраное говно. Спасибо продвинутой системе образования.

    ОтветитьУдалить
  6. Замечу по поводу дипломов.
    Меня в техникуме (с универа я додумался свалить вовремя) ЗАСТАВЛЯЛИ писать "Первые 40 страниц ни о чем, а далее 60 страниц скопированных инструкций и положений"

    В техане правда не 100 страниц к счастью, а 30. И 5 страниц мне все же разрешили описать принцип работы того, что я разработал (мой диплом был единственным в котором реально что-то разрабатывалось).

    В итоге мне без тени сомнения поставили пять за разработку, но два за оформление диплома, так как я все же не смог написать еще 25 страниц бреда (страниц десять только осилил). В итоге три.

    Поэтому косяк студентов только в том, что они поздно принесли, а содержимое это совершенно логичный итог обучения. Ведь именно этому и учат: лить воду и симулировать бурную деятельность.
    Или ты давно инст окончил?

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный, причем тут мантра? Это мое личное мнение, и что это за умный который вместо того чтобы набирать информацию будет тупеть? У нас разное понятие - что есть умный человек.

    Elsper - не так давно, тоже нужны были разделы которые мало относились к конкретной теме диплома, а требовались - но их не 20 страниц было, меньше.
    Далеко не во всех институтах учат "лить воду и симулировать бурную деятельность".

    И косяк студентов был в то что во всех дипломах не было ничего нового, даже намека или хотя бы притянутого за уши. Школьные рефераты скаченные из инета.
    Потому что такие студенты перед началом диплома спрашивали "а че мне писать? а на какую тему?" Но знаний-то нуль, вот им уж и кивали - да пишите что хотите. А вуз коммерческий вот и приходится допускать таких потом и к защите.

    ОтветитьУдалить
  8. Колян, по поводу навыка к самообразованию ты не совсем прав. У меня его тоже не было до вышки, и после вышки, а появился этот навык лет 5-6 назад, как раз когда работал у тебя. Т.е. когда уже были конкретные цели и задачи.
    А когда учишься непонятно для чего и для каких целей, бесполезно это. У нас помню вообще девчонке за диплом со статическим сайтом (html) отлично поставили. И работает она сейчас не в сфере ИТ, а на заводе, хрен знает кем.
    Так что да, вышка нынче - обычная корочка. Потому что так надо.
    90% из твоих дипломников не будут работать по специальности, от того и работы их бесполезные. Официальная статистика.

    ОтветитьУдалить
  9. Ну спорить с тобой через блог как-то глупо.

    А так - почитай, по-моему про тебя :)
    http://bash.org.ru/quote/415386

    ОтветитьУдалить
  10. ПВГУС, Информационный и Электронный Сервис?

    ОтветитьУдалить
  11. Дмитрий ( выпусник) :)21 февраля 2012 г., 17:20

    Я с Вами, Николай, не согласен по всем пунктам, кроме последнего абзаца. Действительно, 90% из потока работают не по своей специальности.

    Начнем с того, что с датами немного перепутали, и июнь не прошел. А принесли вам дипломы на рецензию в первую половину июня. Если как вы говорите, перед выходными, то возможно принесли 10 июня.

    На счет того что кто, то хотел побыстрее получить рецензию, это возможно, но точно было 4 человека, у которых сдача была назначена как и у меня 16 июня. Так что обобщать не надо.

    А у вас мыслей не было почему мы пришли все в один и тот же день? Неужели мы сговорились, чтобы развлечь вас на выходных? Неа, все проще. В университете есть один преподаватель, который никому не торопится ставить подпись в дипломе. У 99% студентов эта подпись появляется практически в самом конце. А потом диплом надо отдать на нормоконтроль и сшить. И вот как только он у нас появился в готовом варианте на руках, мы отнесли его к вам. Принести раньше было не реально.

    На счет дипломников за десяток, может быть к вам приходили и с других кафедр, но с нашей кафедры к вам направили 6-8 человек, не больше. Могу ради интереса найти этот список :)

    На счет смешных дипломов. Ну и чего от нас ждать, когда с нас требуют это описание-переписывание технологий разработки... естественно все они у всех будут одинаковые...

    Вот где я посмеялся, так это "было создание обычного сайта на DLE ... Посмотреть пару уроков в интернете – и уже такие «знания»."
    Неужели сложность этого магазин http://www.urbanoshop.ru/ вы оцениваете в пару уроков? Интернет магазин с реферальной системой, возможностью партнерам разворачивать полноценный интернет магазин на своем хостинге, с интеграцей 1С и единой базой товаров для оптовых и розничных покупателей. Вы такой проект называете "обычный сайт на DLE"?

    ОтветитьУдалить
  12. Ну начнем с того, что пост был написан не про вас лично и не про тот поток в частности. Приходили и после вас и не с вашей кафедры.

    Скажу, например, что заочники, которые были в декабре показывали дипломы по сильнее (но конечно были и такие, которые смотрели на свои дипломы - видя их первый раз).

    Насчет оценки создание чего-либо, у меня вообще своя система оценки, и спорить а можно или нет сделать такое я не буду, это глупо и ничего никому не даст.

    Я вообще не видел ни один сайт, который мог даже подумать/задуматься - а как это они его сделали?

    ОтветитьУдалить