суббота, 25 июля 2009 г.

Про Тольятти

Решил я написать небольшой рассказ о городе, в котором я живу. Прологом будет маленькая история, которая случилась около трех лет назад.

Возвращался я из северной столицы в родные пенаты, ехал поездом до Самары, там не стал брать такси у ж/д вокзала (цены тогда уже напоминали стоимость перелета на самолете), а прошел чуть в глубь города. Поймал частника и попросил отвести меня в Тольятти. На мое очень сильное удивление мужик спросил – «А где это? Дорогу покажешь?». Вот так, а сидел он в машинке 21099.

Так вот собственно рассказ.

Тольятти
– промышленный город, расположенный вдоль реки Волга, как и все города расположенные вдоль рек, Тольятти имеет вытянутую форму, что-то около 70 км в длину. Географически состоит из 3 районов: Комсомольского, Центрального и Автозаводского. Местные называют их также «Комса», «Старик он же Старый город», «Новик он же Новый город» соответственно. Располагаются районы друг-за-другом с востока на запад, самый восточный соответственно – «Комсомольский район». К нему еще примыкают микрорайон Шлюзовой и поселок «Жигулевское море», а также поселок Федоровка. Если смотреть по картам то можно ориентироваться так – один из въездов в Тольятти – это по волжской ГЭС, через г.Жигулевск, по трассе М5. Как только проехали ГЭС (съехали с моста) – начинается Тольятти – постом гаи с смотровой башней виде шара (в народе – глобус). Дальше по М-5 въезжаем в микрорайон «Шлюзовой», как очевидно по названию, он стоит на шлюзах :)

Дальше можно повернуть на:

  • восток (в глубь микрорайона)
  • на запад в Комсомольский район
  • либо поехать прямо по М-5


    Для быстрого перемещение скажем в Автозаводской район, лучше выехать за черту города по М-5, а затем свернуть и по обводному шоссе, практически без светофоров проехать Комсомольский и Центральный районы. А затем свернуть в город.

    Комсомольский район является самым маленький по размеру районом города, (хотя если географически подтянуть п.Федоровка – то получается что и не самый), в нем собственно ничего и нет – спальный район, есть правда грузовой порт и речной вокзал. Из развлечений практически ничего, кроме ДК ТОАЗа, и одного (!) ночного клуба «Башня». Зато с южной стороны река (но нет пляжа, т.к. горы песка практически купаются в воде), с западной лесопосадка, которые некоторые по ошибке называют лесом – ан нет, если приглядеться, то все сосны растут ровно через определенное расстояние (это зэки, которые строили ГЭС, засеивали вместе с комсомольцами степь, жили тут же в бараках, некоторые из которых еще сохранились. Вот только почему-то район назвали «Комсомольский», а не скажем «Тюремный» или «Заключенный»).
    Крупных (да чего там скрывать и не крупных!) торговых центров тоже пока нет. Зато есть гостиница – на речном вокзале (еще одна строится в ДК Тоаза, ее можно увидеть с волги – сделана в стили Колизей).
    С обеих западных сторон района ведут две дороги в следующий – «Центральный», южная дорога называется дорогой по «Зеленой зоне», но проезд там разрешен.

    Центральный район – самый старый район Тольятти, в нем расположена городская Дума, мэрия, а с северной нежилой части скопище хим.заводов. В самом центре (географически) – находится парк, с сохранившимся памятником Ленина, хотя скажем в других районах – памятники снесли.
    В сторону (в южной части) между лесополосой и Волгой, находится городской пляж, чуть дальше – особый микрорайон «Портпоселок» - это наша местная Рублевка, с самой высокой ценой на землю. До портпоселка можно доехать по «Зеленой зоне», которая объединяет все три района по берегу волгу. Около пляжа площадь с памятником Татищеву, который гордо восседает на коне(100% конь, а не какая-нибудь там кобыла – скульптор постарался). Вообще памятник довольно странно расположен, сделан он из черного металла (чугуна наверное или темной бронзы) и с теплоходов/омиков/катеров сливается с зеленой полосой леса, а к городу конь и всадник стоят не лицом, или попросту задом. По древней традиции все молодожены приезжают сюда в день бракосочетания, а так как дорога через зеленую зону, только по одной полосе в каждую сторону – то каждую пятницу работяги (да и просто весь честной народ) очень задумчиво думают, (а некоторые и говорят в слух), все что они считают про свадьбы, Татищева, и лимузины.
    Дальше по «Зеленой зоне» в сторону Автозаводского района располагаются профилактории, от всех заводов города, это по правую сторону, а с слева– бывшие пионерские лагеря, некоторые купленные частниками. Кстати при въезде в эту часть «Зеленой зоны» висит знак – сквозной проезд запрещен, но сейчас установлено как бы не гласное правильно и за это тут не останавливают, хотя лет 15 назад, проехать по этой дороге было проблема, приходилась придумывать в какой лагерь или профилактория и за кем ты туда едешь.

    В следующий район – Автозаводский можно также добраться по двум дорогам из центра, по «Зеленой зоне» или через южное шоссе. И скажу я вам – этого не хватает, стоит свершится небольшой аварии на «южке», то можно идти пешком – т.к. это пятница и по «зеленке» тоже не проехать из-за свадеб. А аварии на южном шоссе не редкость, так как именно там впендюрили «Парк Хаус», сделав супер развязку из трех светофоров.
    Кстати южное шоссе называется южным, т.к. оно находится с юга завода, а чуть севернее – находится улица северная, а между ними – ВАЗ. Очень оригинально не так-ли?
    Автозаводский район – самый молодой район, также как и его население, в нем находится большая часть ночных клубов, кафе-ресторанов, кинотеатров, спорт-заведений. Сам район разбит на кварталы, каждый квартал 1 квадратный километр, расположены квартала естественно не подряд (так было бы не интересно), а в порядке застройки, единственное исключения новые кварталы – 18-19-20-21, которые построили около 10-15 лет назад.

    О городе вообщем.
    Конечно ВАЗ является породообразующим предприятием, однако не стоит забывать что Тольятти также город химических заводов, таких как ТОАЗ, КуйбышевАзот, СинтезКаучук. Почивший в бозе «Фосфор» - банкрот. ТОАЗ и КуйбышевАзот вообще являются прибыльными предприятиями и торгуют продукцией не только в России, но и на западе, получая за сырье в твердой валюте. Акции их ценятся и ежегодно выплачиваются дивиденды (не самые маленькие). Про ТОАЗ вообще отдельная песня, в 2005 была попытка рейдерского захвата завода (некто Вексельберг), но заводчане вышли на улицу и местные омоновцы не пошли на своих родных и знакомых. Конечно, Махлаю В.Н. пришлось покинуть Россию и уехать в богом забытую Англию (по другим сведеньям – Ирландию), но завод остался в его руках и хотя в этом году были сняты все обвинения (про налоги и т.п.), возвращаться пока не собирается, это ведь обвинения сняты – а розыск никто не отменял.
    Еще в городе установились конкурентные цена на бытовую технику и компьютеры , т.к. фирм ими торгующими достаточно.
    Местных банков также хватает (а вообще может и через чур), но об этом в другой раз
  • Комментариев нет:

    Отправить комментарий